Company Logo  

Строительство дома, коттеджа, дачи - своими руками.

   




Хрустальные люстры гусь-хрустальный.
ремонт ванн панелями пвх
 

Рекомендуемые сочетания цветочно-декоративных растений

 

Основой создания различных типов и видов цветников как эстетических элементов большой художественной вырази­тельности в оформлении городов служит теория цвета и цве­товых сочетаний.

Главным положением ее является гармония красок, кото­рая возникает при определенном их сочетании. Правильному подбору колористических сочетаний для цветочного оформ­ления способствует знание положения цветов в световом спектре. Теплые тона цвета в нем расположены напротив хо­лодных, представляя собой сочетания, называемые контрас­тными (красное+зеленое, оранжевое+синее, фиолето-вое+желтое). Эти сочетания, характеризующиеся большой цветовой насыщенностью, создают красочные, яркие колори­стические эффекты. При этом тональность каждого цвета вза­имно усиливается.

Сильное эмоциональное воздействие оказывают такие сочетания, как ярко-красная пеларгония иа фоне изумруд­ного газона, ярко-оранжевая цинния и глубокого синего тона дельфиниум тихоокеанский, фиолетовая вербена и желтый тагетес. Но именно яркость этих сочетаний в боль­шой массе городских цветников может быть слишком силь­ной и действовать на глаз утомляюще. Поэтому в цветоч­ном оформлении лучше пользоваться гармоническими сочетаниями, которые в световом спектре образуются со­поставлением цветов через один (красный с желтым, оран­жевый с зеленым, желтый с синим, зеленый с фиолетовым, синий с красным, фиолетовый с оранжевым). Эти сочета­ния более мягкие, однако в практике устройства цветников не все из них могут быть применимы. Например, сочетание красного флокса Друммонда и желтой ксантиссмы техас­ской очень эффектно и выразительно, а сочетание фиоле­товой виолы с зеленым газоном мрачно и для городских цветников нежелательно.

Наилучшим образом задаче составления цветовых реше­ний отвечают гармоничные сочетания оттенков основных цветов с переходом от одного цвета к другому, например: красного цвета — темно-красного, пурпурно-красного, ало-красного, малиново-красного, светло-красного, темно-розо­вого, розового, светло-розового и т. п. или оттенки желтого цвета — золотисто-желтого, оранжево-желтого, светло-жел­того, лимонно-желтого и др. Сочетание оттенков между со­бой и с основными цветами спектра дает возможность со­ставления богатейшего количества цветовых вариантов.

Для создания цветовых решений необходимо строго со­блюдать правила подбора ассортимента цветочных расте­ний. Как известно, растения каждого сорта, вида или разно­видности имеют свои, присущие только ему декоративные признаки: высоту, габитус, величину цветков и листьев и, конечно, окраску цветков. Поэтому, разрабатывая эскизы цветника и подбирая цветовое решение, необходимо для его исполнения в натуре применять только сортовые растения, указанные в спецификации к проекту. Замена одних расте­ний другими, в том числе и близкими по цвету, нежелатель­на, так как могут возникнуть дисгармонические сочетания, где окраска будет противоречить одна другой или приглушать одна другую и создавать неблагоприятное цветовое реше­ние (например, замена золотисто-желтой окраски лимонно-желтой, карминно-красной — шарлахово-красной и т. п.).

Важнейшим условием создания красочных, гармоничных цветовых решений является соблюдение пропорций цвета каж­дого компонента в общей композиции. Это позволяет усилить и выявить нужный, доминирующий цвет, составляющий основу композиции, и ослабить или растушевать нежелательные яр­кие тона. Особую роль для восприятия цвета в композиции иг­рает ее оптимальная удаленность от глаза. Растения с насы­щенной цветовой поверхностью, например сальвия блестящая или канна гибридная с крупными яркоокрашенными цветками, хорошо воспринимаются и на значительном расстоянии, а ряд растений с мелкими цветками, нежной нюансной окраской, например астра кустообразная, на большом расстоянии четко не просматриваются и теряют свой декоративный эффект.

Одним из основных положений формирования гармонич­ных как по цвету, так и по конфигурации композиций являет­ся правильное размещение компонентов по отношению друг к другу и в общем художественном замысле композиции. Для этого необходимо учитывать такие факторы, как высота ра­стений, архитектоника цветка и растения в целом, характер цветочной поверхности куста, ее насыщенность цветом и другие характерные для вида или сорта индивидуальные де­коративные особенности.

При составлении композиции следует избегать примене­ния чрезмерно большого количества видов, разновидностей, сортов в одном цветнике, особенно на небольшой площади. Это разрушает гармоничное равновесие, создавая эффект пестрого многоцветья, упрощающего и ослабляющего деко­ративные качества растений, как отдельных компонентов ком­позиции, так и всей в целом.

Однако даже при благоприятном подборе цветовых от­тенков может получиться неудачное решение цветника — не­обходимо уравновесить цвета по их светосиле, которой каж­дый цвет обладает в разной степени. Если же цвета или их нюансы смешаны в одинаковых количествах, то цвет, обла­дающий большей светосилой, будет подавлять остальные цвета в композиции, и ее гармоничность нарушится. Поэто­му очень важно придерживаться правил пропорционального соотношения цветов в композиции. Это особенно необходи­мо при устройстве цветников, состоящих из многих компо­нентов (миксбордеры, сложные группы, альпийские цветни­ки и т. п.). В этом случае нужно, чтобы один или два-три цвета были доминирующими, а остальные —дополняющими, под­чиненными основной идее цветовых сочетаний (причем это, как правило, должны быть основные цвета спектра). Так, ус­тановлено, что наиболее благоприятные сочетания возника­ют ориентировочно при следующих соотношениях количе­ства сопоставляемых цветов: 6 белых и 4 синих, 4 белых и 6 красных, 3 желтых и 7 лиловых, 3 красных и 7 сине-голубых, 5 красных и 11 зеленых, 3 желтых и 5 красных, 3 оранжевых и 8 синих, 4 розовых и 6 фиолетовых и др.

Необходимо учитывать величину цветков, их форму, рас­положение на кусте, обилие цветения, а также тональность окраски листьев и их массу, являющихся фоном для цветоч­ной массы. Эти свойства цветочно-декоративных растений следует принимать во внимание особенно при составлении композиций типа миксбордеров с большим набором видов и сортов. По мере отцветания растение как цветовой компонент выходит из композиции, но его листва должна и после отцве­тания поддерживать в цветнике общую цветовую гамму.

При подборе цветовых сочетаний длительного периода декоративности рекомендуется широко использовать следу­ющие растения из группы лиственно-декоративных с ярко-окрашенной листвой различных оттенков:

  • желтовато-зеленая окраска — лизимахия мо-нетчатая, эуфорбия многоцветная, функия золотисто-пест­рая, седум золотистый и др.;

  • сизо-голубоватая и сероватая окраска-ирис гибридный, таликтрум водосборолистный, функия Зи-больда, алиссум скальный, аубриеция дельтовидная, арабис альпийский, вероника седая, гипсофила ползучая, гвоздика перистая, седум спектабиле, цинерария морская и др.;

  • беловато-серая и серебристая окраска — антеннария войлочная, артемизия декоративная, ахиллея агератолистная и зонтичная, стахис шерстистый, церастиум Либерштейна и др.;

  • красновато-коричневые и розовые ок­ра с к и — аюга ползучая, седум ложный и белый и др.

Декоративная окраска листьев у перечисленных многолет­ников, как правило, остается такой же в течение всего вегета­ционного периода, что особенно ценно для сохранения заду­манной цветовой гаммы композиции. При этом ее тональность может несколько меняться в различные сезоны: быть более Светлой весной, более насыщенной к середине лета (арабис альпийский), краснеющей к осени (седум белый). Окраска листьев может оказаться ослабленной при несоблюдении ин­дивидуальных правил агротехники (например, обильные по­ливы для церастиума) и при попадании в тень деревьев, кус­тарников и крупнокустовых цветочных растений.

Следует выделить группу оранжерейно-декоративных ра­стений, которые в последнее время стали применять в цве­точном оформлении: это, как правило, горшечные растения, выращиваемые в условиях оранжерей. Наиболее популяр­ны в цветниках следующие лиственно-декоративные виды и разновидности.

Аспарагусперистый (плюмозус) — с изящными, ажур­ными побегами светло-зеленой окраски. Используется преимущественно для оформления ваз, цветочниц в сочетании с яркими, насыщенного цвета растениями с крупными, вы­разительными цветками, например циннией помпонной низ­корослой, бегонией клубневой, тагетесом карликовым круп­ноцветным, пеларгонией зональной и др.

Зебринависячая (традесканциязебрина) — ампель­ное растение, используемое в цветниках как лиственно-де­коративное при создании фона для цветущих растений. Ли­стья серебристые, покрытые темно-зелеными полосами. Наилучшие сочетания с растениями глубоких, насыщенных, но не темных тонов, например с темно-розовой бегонией клубневой, антирринумом карликовым солнечно-желтым, целозией перистой лилипутовой красной.

Каланхоэ Блоссфельда— эффектно своими темно-зе­леными плотными чуть блестящими листьями и ярко-крас­ными звездчатыми цветками, собранными в крупные округ­лые соцветия. Образует очень насыщенное, глубокое по тону красочное пятно и наилучшим образом сочетается с расте­ниями белой окраски (гвоздика турецкая и гренадин, марга­ритка многолетняя, иберис вечнозеленый), а также приме­няется в чистых группах на фоне белых бетонных плит и других светлоокрашенных покрытий и в цветочных вазах.

Камнеломка трехцветная (саксифрага) — с красивыми пестрыми листьями бело-красной, желто-испещренной и ро­зовато-красноватой окраски. Декоративность усиливают изящ­ные метелки белых цветков, появляющиеся весной. В со­четаниях лучше использовать с растениями светлой однотонной окраски, например с белой бегонией вечноцветущей, белой лобелией эринус и др., а также в виде самостоятельных групп на фоне светло-зеленых седумов (лидийский, белый) и др.

Колеус Вершаффельта — с бархатистыми четко выра­женной формы крупными листьями, в разнообразной гамме красно-коричневых окрасок (от светло-розово-коричневатой через желто-розово-красную, красную различных оттенков до темно-фиолетовой, почти черной). Листья имеютзеленую или золотистую кайму в зависимости от сорта, гладкий или гофрированный край листа, однотонную или пеструю окр. ккулистовой пластинки. Применять колеус лучше в гармонич­ных сочетаниях с растениями, цветки и листья которых близ­ки по окраске к листьям колеуса, например со светлой или темно-розовой бегонией вечноцветущей, с растениями свет­ло-желтой окраски, как, например, тагетес низкий мелко­цветный. Оригинально сочетание листьев колеуса с оливко-во-зелеными листьями каланхоэ Федченко.

Сеткреазия пурпурная— растение, сходное с традес­канцией, с лилово-красноватой окраской листьев и стеблей. Образует насыщенные цветовые пятна оригинальной, редко встречающейся пурпурной тональности. В сочетаниях наи­более эффектно с растениями, имеющими белые (алиссум морской, матрикария отличная), светло-розовые (левкой пирамидальный низкий), светло-лиловые цветки (агератум мексиканский) и др.

Хлорофитум хохлатый— преимущественно его пест­ролистная разновидность с беловато-золотистыми полоса­ми вдоль светло-зеленых листьев. В цветниках это растение создает мягкий беловато-зеленоватый акцент, смягчающий любой яркий и насыщенный цвет. Эффектен в сочетании с бегонией клубневой темно-красной, красной и розовой, бе­гонией вечноцветущей, карминно-розовой, вербеной риги-да сине-фиолетовой и др.

При разработке цветовых решений следует учитывать так­же окраску находящихся в поле зрения цветника фасадов зда­ний, малых архитектурных форм, светильников, дорожных покрытий и других элементов благоустройства, элементов наглядной агитации, компонентов природного ландшафта, а также листьев, цветков и плодов древесно-кустарниковых растений. Для достижения колористического эффекта следу­ет прибегать как к контрастным сочетаниям, например белый фасад здания и красные цветы, так и к гармоничным сочета­ниям, например серые камни альпинария и розово-фиолето­вые цветы и т. п.

 

 



© Карта сайта.